Вернуться к обычному виду
Версия для слабовидящих

Прославили Миньяр талантами (цикл статей, посвященных юбилею города)

17.06.2016

Еще в XIX веке при Народном доме были созданы хор и струнный оркестр, где пели и играли рабочие завода, конторщики, сотрудники железнодорожной станции. Все они были музыкантами - самоучками. Отдельный хоровой коллектив существовал при Миньярской Свято - Введенской церкви. Пели в нем мальчики - учащиеся городского училища и взрослые мужчины. Руководил этим хором специально обученный регент. Репетиции продолжались по многу часов и были очень утомительны, особенно для детей. Кроме того, регент не терпел никакого баловства и нередко бил мальчишек - хористов по голове камертоном. Женщины в этом хоре не пели. Тем не менее, в городе было много отличных певуний с сильными, звонкими голосами. Они могли порадовать земляков своим пением в хороводах на Рудничной горе, на семейных вечеринках и посиделках.

После победы Великой октябрьской революции советское государство уделяло много внимания развитию народной культуры. Нарком А.В. Луначарский своим специальным декретом санкционировал повсеместное выявление народных талантов и приглашение их в Москву и Ленинград для «развития природных дарований». По всей стране разъезжали специальные комиссии, в состав которых входили преподаватели столичных консерваторий и училищ. Так, в Миньяре был отмечен обладатель прекрасного тенора и абсолютного слуха молодой рабочий завода Дмитрий Михайлович Тараканов, проживавший с супругой Елизаветой на Заводской улице. Однако, Дмитрий в Москву на обучение певческому искусству ехать отказался, поскольку молодая жена этому воспротивилась. Много лет существовал в Миньяре самодеятельный духовой оркестр, бессменным руководителем которого был человек с очень символическим именем - Аполлон Ларионов. Музыканты играли без нот, по слуху, но, сколько радости и бодрости звучало в их игре, когда они своими мелодиями сопровождали первомайские и ноябрьские демонстрации, торжественные собрания в клубе металлургов. Не проходили без них и траурные церемонии. Особого упоминания заслуживают миньярские гармонисты и баянисты. Все они были самоучками, «слухачами»,т. е. подбирали мелодии по слуху, но как самозабвенно играли они на свадьбах, на веселых гулянках, а то и просто вечером на улице, «на бревнышках», собрав вокруг себя соседей. Редко кто из молодых парней не пробовал сыграть что-нибудь на отцовской или дедовой гармони, хотя бы простенькую мелодию типа «отвори да затвори». У некоторых получалось просто здорово. Миньярцы еще помнят замечательного баяниста - «слухача», доброго человека Л.В. Карякова. Он много лет успешно выступал с народными коллективами под руководством Л.Я. Калининой.

«Первой ласточкой» настоящего музыкального искусства в нашем городе стала Зоя Матвеевна Хлебникова. Именно она была первым музыкальным руководителем таких талантливых миньярских девушек как Людмила Коржакова и Любовь Бычкова. Обе они впоследствии достигли высоких результатов в профессии. Людмила Николаевна Коржакова, обладательница редкого меццо - сопрано, закончила консерваторию и много лет пела на сцене Саратовского театра, с успехом исполняя как женские, так и мужские партии. Любовь Сергеевна Бычкова (Архапчева) много лет была солисткой Челябинской филармонии, затем возглавила Миасское музыкальное училище. В начале 2016 года она скончалась от тяжелой продолжительной болезни. В памяти миньярских старожилов она навсегда сохранится в образе прекрасной девушки с пышной косой, чудесно исполнявшей романс Алябьева «Соловей» . Хорошо было поставлено преподавание пения в школе №1 города. Здесь работали люди, увлеченные своим делом. Среди них следует отметить Семена Петровича Башина, преподававшего миньярским ребятишкам музыку и пение в 50-х - 60-х годах прошлого века. Талантливый человек, он играл на баяне, на гитаре, сочинял слова и музыку. Время диктовало насущную потребность открытия в Миньяре музыкальной школы, поскольку большое количество детей и рабочей молодежи хотело научиться играть на фортепьяно, на аккордеоне. В 1962 году музыкальная школа в Миньяре была открыта. Под нее приспособили небольшое 2-х этажное здание по ул. Советской. Прибыли в город и первые педагоги этой школы: три молодых женщины, которые не побоялись, имея солидное музыкальное образование, приехать в нашу «глубинку», чтобы учить музыке миньярских детей. Директором школы была назначена К.Е. Фогель. Она же преподавала по классу фортепьяно, вела сольфеджио и теорию музыки, руководила школьным хором. В.Г. Григорьева, музыковед, также обучала детей игре на фортепьяно, а В.Г. Сомикова стала преподавателем игры на баяне и аккордеоне. Тяга миньярских детей к обучению музыке была огромна. Они с надеждой приходили на проверку слуха, чувства ритма и музыкальных способностей. Счастливчики стали учениками школы. В эти годы раскрылся талант Бориса Потеряева, нашего знаменитого земляка. Придя на прослушивание, 15-летний паренек взял в руки баян и заиграл. Молодые музыкантши были потрясены: у него был абсолютный слух! Учить Бориса практически было нечему, программу детской музыкальной школы он освоил меньше, чем за год, проявив не только большие способности, но и огромное трудолюбие. Затем Борис стал студентом Магнитогорского музыкального училища, которое окончил также досрочно. Преподавал в миньярской музыкальной школе. Самым способным из его учеников был Сергей Щинов. Ныне Сергей Григорьевич Щинов сам уже много лет преподает в миньярской школе искусств и руководит ансамблем «Русь», который завоевал звание «Народный коллектив». В 1967 году Борис Потеряев заочно поступил в Горьковскую государственную консерваторию им. Глинки. Он много выступал перед своими земляками. Талантливое исполнение всегда вызывало бурное одобрение слушателей. Руководство МММЗ даже приняло решение наградить его заказным концертным баяном тульской фабрики. С 1970 года Борис Петрович стал преподавателем Челябинского института культуры, где работает и сейчас. Только это уже не молодой музыкант, а уважаемый профессор Челябинской академии культуры. Он выпустил несколько теоретических и монографических книг, а также авторские компакт-диски, куда вошли произведения русских и зарубежных классиков, уральских композиторов, народная музыка в обработке и исполнении Б. Потеряева. Борис Петрович ведет активную концертную деятельность. Он побывал с концертами во Франции, Югославии, Болгарии, Румынии и в целом ряде других стран. Но Б.П. Потеряев с удовольствием выступает и на скромных сценах сельских клубов, и во Дворцах культуры по всей Челябинской области. Часто эти выступления являются благотворительными. Такие вот благотворительные концерты Борис Петрович не раз проводил и на сцене миньярской Школы искусств. Особенно гордится Б.П. Потеряев тем, что в его творческой биографии имеется такой интересный факт: 25 лет он руководил оркестром баянистов Всероссийского общества слепых Челябинска. Этот коллектив неоднократно побеждал на Всероссийских конкурсах и фестивалях, получил областную комсомольскую премию «Орленок», его выступления всегда с восторгом принимали зрители. В 1990 году Борису Петровичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры России». Певческие традиции нашего города были достойно поддержаны Г.А. Сулимовым, прекрасно исполнявшим оперные арии, романсы, песни советских композиторов. К сожалению, Геннадий Алексеевич «изменил» музыке, избрав для себя профессию инженера-строителя, но зато его сын Алексей Геннадьевич - профессиональный исполнитель, ведущий солист Московского камерного театра Бориса Покровского, победитель и участник международных конкурсов.

В 1972 году Кира Евгеньевна Фогель по семейным обстоятельствам покинула наш город. Ее на должности директора музыкальной школы сменила Л.К. Иванцова, ныне Почетный гражданин Миньяра. Она возглавляла школу до 2000 года. Именно при ней музыкальная школа справила долгожданное новоселье, переехала в специально построенное здание. Не заставили себя ждать и новые успехи. Их было много: сформировался отличный творческий коллектив преподавателей, открылись новые отделения, педагоги и дети все чаще и чаще стали принимать участие в различных музыкальных конкурсах и побеждать в них. Именно в эти годы в миньярской школе искусств учились такие будущие знаменитости, как Александр Шведов, ныне солист оркестра государственного ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева, Олег Ямалтынов, ныне директор музыкальной школы в Набережных Челнах, прекрасный исполнитель-баянист, много лет руководивший ансамблем народных инструментов «Садко», Сергей Климов, создавший в Сатке ансамбль «Золотник».Особенной гордостью Л.К. Иванцовой был созданный ею на базе миньярской школы №4 хор мальчиков. Большой заслугой Любови Кирилловны было то, что она воспитала себе достойную замену в лице Тамары Александровны Ясинской, которая сейчас и является директором. Энергичная, творческая натура, организаторские таланты Т.А.Ясинской заставляют ее двигаться вперед и вести за собой коллектив, добиваясь все новых и новых успехов. Через заботливые руки Тамары Александровны прошли сотни детей, имеющих певческий талант. Она воспитала Эльзу Зарипову, которая сейчас солирует в Государственном ансамбле Башкортостана «Мирас» и других молодых талантливых певиц. В последние годы прославился руководимый Тамарой Александровной хор «Свирель», неоднократный победитель областных и Всероссийских конкурсов хоровой музыки. В 2013 году Т.А. Ясинская награждена медалью лауреата Законодательного собрания Челябинской области «За заслуги в сфере культуры и искусства». Не скудеет талантами наш маленький городок. Так, например, воспитанник С.Г. Щинова Василий Царапкин успешно окончил Миасское музыкальное училище и сейчас учится в Петербурге. Выходят на скромные сценические площадки Миньяра мальчики и девочки, чьи таланты в недалеком будущем, надеемся, прославят наш маленький городок.

Директор МКУ «МИКМ» Л.Тараканова

 

P.S. Уважаемые миньярцы! Авторы статей, посвященных юбилею родного города, просят вас оставлять отзывы и комментарии по тел. 8(35159) 7-19-56





Детальная картинка: 

Дата создания: 17.06.2016 08:44:26

Дата изменения: 17.06.2016 09:30:42

Возврат к списку